Menu

Бесплодье умственного тупика

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012

И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика.

Уильям Шекспир «Гамлет»

Пыта­ясь пост­ро­ить в сво­ем во­об­ра­же­нии об­раз бу­ду­щей Рос­сии – об­раз, воз­ни­ка­ю­щий из дня се­год­няш­не­го в со­от­ве­т­ствии с ви­ди­мы­ми и по­нят­ны­ми за­ко­но­мер­нос­тя­ми, я не на­хо­жу ни­ка­ких ра­ци­о­наль­ных ос­но­ва­ний для оп­ти­миз­ма. Тем са­мым для ме­ня ос­та­ют­ся две воз­мож­нос­ти – ир­ра­ци­о­наль­ные ме­та­фи­зи­чес­кие на­деж­ды и ра­ци­о­наль­ные действия по «исп­рав­ле­нию си­ту­а­ции».

Ес­ли все бу­дет про­ис­хо­дить «по действу­ю­щим пра­ви­лам», то Рос­сия, как мне ду­ма­ет­ся, прев­ра­тит­ся в зад­вор­ки ми­ро­вой ис­то­рии, в не­кие ко­ло­ни­аль­ные тер­ри­то­рии, в ко­то­рых ко­му-то бу­дет жить очень хо­ро­шо, по край­ней ме­ре – вы­год­но, ко­му-то очень пло­хо, а кто-то прос­то не вы­жи­вет. Об этой перс­пек­ти­ве го­во­рят мно­гие и на раз­ных язы­ках – по­ли­ти­чес­ком, эко­но­ми­чес­ком, ре­ли­ги­оз­ном. Вы­яв­ле­ны мно­гие фак­то­ры это­го про­цес­са, яс­ны и действу­ю­щие иг­ро­ки. В це­лом кар­ти­на сво­дит­ся к то­му, что участь ко­ло­ни­аль­ных не­раз­ви­ва­ю­щих­ся тер­ри­то­рий уго­то­ва­на Рос­сии по­то­му, что есть си­лы, стре­мя­щи­е­ся к это­му, и нет сил, это­му в долж­ной ме­ре пре­пя­т­ству­ю­щих. Пос­ти­гать про­цесс бо­лее де­таль­но мож­но, ис­хо­дя из двух раз­ных це­лей. Ли­бо что­бы по­луч­ше уст­ро­ить­ся в мрач­ном гря­ду­щем, ли­бо что­бы ос­та­но­вить про­цесс па­де­ния и за­пус­тить про­цесс раз­ви­тия, дать че­ло­ве­че­ст­ву при­мер и ме­тод аль­тер­на­тив­ной жиз­не­де­я­тель­нос­ти, об­ла­да­ю­щей не­об­хо­ди­мы­ми дос­то­и­н­ства­ми и пре­и­му­ще­ст­ва­ми по срав­не­нию с су­ще­ст­ву­ю­щей.

В ми­ре се­год­ня нет мес­та, стра­ны, спо­со­ба жиз­не­у­ст­рой­ства, ко­то­рые мож­но счи­тать об­раз­ца­ми, дос­той­ны­ми под­ра­жа­ния. Это не зна­чит, что в ми­ре нет счаст­ли­вых или «хо­ро­шо уст­ро­ив­ших­ся» лю­дей, нет бо­лее бла­гоп­ри­ят­ных в ма­те­ри­аль­ном от­но­ше­нии сре­ды и пра­вил оби­та­ния. Та­кие мес­та и та­кие спо­со­бы жить име­ют­ся «в дос­та­точ­ном ко­ли­че­ст­ве», как ска­зал бы один го­го­ле­вс­кий пер­со­наж. Го­во­ря об от­су­т­ствии об­раз­цов для под­ра­жа­ния, я имею в ви­ду за­да­чу ку­да бо­лее зна­чи­тель­ную, глу­бо­кую, пря­мо-та­ки ис­по­ли­нс­кую, а имен­но: спо­соб жиз­не­у­ст­рой­ства, обес­пе­чи­ва­ю­щий раз­ви­тие жиз­ни че­ло­ве­чес­ко­го об­ще­ст­ва на зем­ле, ли­шен­ный не­дос­тат­ков, при­су­щих действу­ю­щей па­ра­диг­ме бы­тия. Та­кая действу­ю­щая па­ра­диг­ма со­дер­жит в се­бе мно­же­ст­во уг­роз и мер­зос­тей – от не­вы­но­си­мо­го со­ци­аль­но­го не­ра­ве­н­ства и несп­ра­вед­ли­вос­ти как нор­мы об­ще­ст­вен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния до гу­би­тель­но­го раз­ру­ше­ния при­ро­ды и са­мо­го ис­точ­ни­ка жиз­ни на зем­ле. Эта па­ра­диг­ма обус­ло­ви­ла бе­зум­ный ал­го­ритм действий для всех ми­ро­вых иг­ро­ков: «Ум­ри ты се­год­ня, а я – завт­ра». Так оно и бу­дет, ес­ли не ро­дит­ся но­вый спо­соб жить и раз­ви­вать­ся.

Се­год­ня су­ще­ст­ву­ет боль­шая пу­та­ни­ца при оцен­ке раз­ви­тия той или иной стра­ны. Де­ле­ние стран на «раз­ви­тые» и «раз­ви­ва­ю­щи­е­ся» лишь сби­ва­ет с тол­ку. Этот тер­мин воз­ник в 60-е го­ды од­нов­ре­мен­но с эв­фе­миз­мом «стра­ны треть­е­го ми­ра». Тер­мин при­жил­ся и во­шел в прак­ти­ку по­ли­ти­чес­ко­го и эко­но­ми­чес­ко­го ана­ли­за, стал од­ним из па­ра­мет­ров меж­ду­на­род­ной клас­си­фи­ка­ции стран ООН. Су­ще­ст­ву­ет нес­коль­ко раз­ных кри­те­ри­ев и под­хо­дов по от­не­се­нию то­го или ино­го го­су­да­р­ства к оп­ре­де­лен­ной груп­пе, иног­да поль­зу­ют­ся раз­ра­бо­тан­ным ООН «ин­дек­сом раз­ви­тия че­ло­ве­чес­ко­го по­тен­ци­а­ла». Ба­зо­вые приз­на­ки «раз­ви­тос­ти» ис­хо­дят из оцен­ки уров­ня до­хо­да на ду­шу на­се­ле­ния, стан­дар­тов де­мок­ра­тии, на­ли­чия сво­бод­ной ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, сте­пе­ни ин­ду­ст­ри­а­ли­за­ции, ка­че­ст­ва со­ци­аль­ных прог­рамм и га­ран­тий прав че­ло­ве­ка для боль­ши­н­ства граж­дан и т.д. В до­ку­мен­тах ООН от­ме­ча­ет­ся, что «обоз­на­че­ния “раз­ви­тая” и “раз­ви­ва­ю­ща­я­ся” стра­на слу­жат лишь для ста­тис­ти­чес­ко­го удоб­ства и не обя­за­тель­но не­сут суж­де­ние об эта­пе, дос­тиг­ну­том в конк­рет­ной стра­не или об­лас­ти, в про­цес­се раз­ви­тия». Тер­мин «раз­ви­ва­ю­ща­я­ся стра­на» при­ме­ним, по мне­нию ООН, не для лю­бой стра­ны, ко­то­рая сла­бо­раз­ви­та, так как в ря­де стран прак­ти­чес­ки ни­ка­ко­го раз­ви­тия не про­ис­хо­дит. Та­кие стра­ны клас­си­фи­ци­ру­ют­ся как «на­и­ме­нее раз­ви­тые стра­ны», или «не­сос­то­яв­ши­е­ся го­су­да­р­ства». Об­щеп­ри­ня­тых кри­те­ри­ев «раз­ви­тос­ти» нет. Все­мир­ный банк оце­ни­ва­ет «раз­ви­тость» по-сво­е­му и де­лит стра­ны на груп­пы по уров­ню до­хо­да на ду­шу на­се­ле­ния – низ­кий, сред­ний, вы­ше сред­не­го, вы­со­кий – при сос­тав­ле­нии еже­год­но­го рей­тин­га. Сво­и­ми кри­те­ри­я­ми поль­зу­ет­ся и МВФ, раз­де­ляя стра­ны по приз­на­кам:

  • до­ход на ду­шу на­се­ле­ния;
  • ди­вер­си­фи­ка­ция экс­пор­та (так, экс­пор­те­ры неф­ти, име­ю­щие вы­со­кий ВВП на ду­шу на­се­ле­ния, не по­лу­чат вы­со­кий рей­тинг в клас­си­фи­ка­ции, пос­коль­ку свы­ше 70 про­цен­тов их экс­пор­та сос­тав­ля­ет нефть);
  • уро­вень ин­тег­ра­ции в гло­баль­ную фи­нан­со­вую сис­те­му.

В документах ООН отмечается, что «обозначения “развитая” и “развивающаяся” страна служат лишь для статистического удобства и не обязательно несут суждение об этапе, достигнутом в конкретной
стране или области, в процессе развития».

Все эти кри­те­рии так или ина­че ис­хо­дят из предс­тав­ле­ния о том, что иде­а­лом су­ще­ст­во­ва­ния на­ро­дов яв­ля­ют­ся де­мок­ра­тия и ли­бе­раль­ная эко­но­ми­ка, в на­и­выс­шей сте­пе­ни воп­ло­щен­ные в жизнь в Со­е­ди­нен­ных Шта­тах. Под та­ким «раз­ви­ти­ем» стра­ны мо­жет по­ни­мать­ся дви­же­ние лишь в од­ном нап­рав­ле­нии и в рам­ках един­ствен­ной «пра­виль­ной» мо­де­ли. По­доб­ный под­ход нель­зя приз­нать на­уч­ным. Со­ци­аль­ные сис­те­мы, как и все жи­вое, не прос­то име­ют пра­во на со­ци­аль­но-би­о­ло­ги­чес­кое мно­го­об­ра­зие, но, как мне предс­тав­ля­ет­ся, имен­но в этом и сос­то­ит од­но из ус­ло­вий су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­че­ст­ва. Об­ра­тим вни­ма­ние на оп­ре­де­ле­ние раз­ви­тос­ти, дан­ное Ко­фи Ан­на­ном: «Раз­ви­тая стра­на – та­кая стра­на, ко­то­рая да­ет воз­мож­ность всем сво­им жи­те­лям нас­лаж­дать­ся сво­бод­ной и здо­ро­вой жизнью в бе­зо­пас­ной ок­ру­жа­ю­щей сре­де». В нем нет ни «ры­ноч­ной эко­но­ми­ки», ни «прав че­ло­ве­ка», ни «вов­ле­чен­нос­ти в ми­ро­вую фи­нан­со­вую сис­те­му», но есть прос­тые ка­че­ст­вен­ные опи­са­ния фун­да­мен­таль­ных ос­нов бы­тия.

Ут­вер­див­ши­е­ся предс­тав­ле­ния о кри­те­ри­ях раз­ви­тос­ти стран и на­ро­дов долж­ны быть пе­рес­мот­ре­ны. Сле­ду­ет про­дол­жить по­иск раз­лич­ных мо­де­лей и кри­те­ри­ев раз­ви­тия, соз­да­вая при не­об­хо­ди­мос­ти но­вый язык опи­са­ния это­го слож­но­го яв­ле­ния.

***

В ми­ре жи­вой при­ро­ды кон­цеп­ция и кри­те­рии раз­ви­тия, рав­но как и его ме­ха­низ­мы, яв­ля­ют­ся частью хо­ро­шо раз­ви­то­го на­уч­но­го нап­рав­ле­ния би­о­ло­ги­чес­ких ис­сле­до­ва­ний, опи­ра­ю­щих­ся на свой по­ня­тий­ный и ме­то­до­ло­ги­чес­кий ба­зис. Кри­те­рии раз­ви­тия по от­но­ше­нию к лич­нос­ти, ин­ди­ви­ду­уму не вы­зы­ва­ют кон­цеп­ту­аль­ных раз­ног­ла­сий, мы мо­жем бо­лее или ме­нее сог­ла­со­ван­но опи­сы­вать раз­лич­ные сто­ро­ны раз­ви­тия че­ло­ве­ка, ана­ли­зи­руя его фи­зи­чес­кое, ду­хов­ное, про­фес­си­о­наль­ное и т.п. сос­то­я­ния и их ди­на­ми­ку. А вот при пе­ре­хо­де к ана­ли­зу че­ло­ве­чес­ких со­об­ществ оцен­ка их раз­ви­тия, не­раз­ви­тия и дег­ра­да­ции вы­зы­ва­ет серь­ез­ные раз­ноч­те­ния. При рас­смот­ре­нии со­об­ществ лю­дей – пле­мен, на­ций, го­су­дарств и пр. – как жи­вых сис­тем, яв­ля­ю­щих­ся частью жи­вой и не­жи­вой при­ро­ды, сле­ду­ет оп­ре­де­лить кри­те­рии жи­во­го и па­ра­мет­ры ди­на­ми­ки жи­вой сис­те­мы, ко­то­рая мо­жет дви­гать­ся как в сто­ро­ну раз­ви­тия, так и в нап­рав­ле­нии ги­бе­ли, ут­ра­чи­вая приз­на­ки жи­во­го. На­до уметь от­ли­чать жи­вое от не­жи­во­го и раз­ви­тие от иных из­ме­не­ний – вы­рож­де­ния и вы­жи­ва­ния. Ес­ли в от­но­ше­нии са­мо­го се­бя че­ло­век дос­та­точ­но сме­ло и с удов­лет­во­ря­ю­щей его точ­ностью мо­жет су­дить, жив он или нет, раз­ви­ва­ет­ся ли он или же дег­ра­ди­ру­ет, то в от­но­ше­нии со­ци­у­мов от­вет не ле­жит на по­ве­рх­нос­ти, он не дос­ти­жим пос­ре­д­ством прос­тых ин­ту­и­тив­ных ощу­ще­ний или экстра­по­ля­ции лич­но­го опы­та. Жизнь жи­во­го су­ще­ст­ва и жизнь об­ще­ст­вен­ных сис­тем – стран, на­ро­дов и т.п. – это раз­ные фор­мы жиз­ни, ее транс­фор­ма­ций и со­от­ве­т­ствен­но про­яв­ле­ний дег­ра­да­ции и смер­ти.

***

Как от­ли­чить жи­вое от не­жи­во­го? По­иск от­ве­та на этот древ­ний, как че­ло­ве­чес­кое соз­на­ние, воп­рос про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся на пе­ред­нем крае на­уч­ной мыс­ли. Удов­лет­во­ри­тель­ный от­вет на не­го уда­лось дать лишь в са­мое пос­лед­нее вре­мя бла­го­да­ря раз­ви­тию взгля­да на жи­вое как на слож­ную са­мо­ор­га­ни­зу­ю­щу­ю­ся сис­те­му. На пос­ти­же­ние кри­те­ри­ев жи­во­го у че­ло­ве­че­ст­ва ушел, об­раз­но го­во­ря, весь XX век. По­на­до­би­лись уси­лия вы­да­ю­щих­ся умов в са­мых раз­ных об­лас­тях зна­ний. Нап­ри­мер, Алек­са­нд­ра Бог­да­но­ва и Люд­ви­га фон Бер­та­лан­фи, за­ло­жив­ших ос­но­вы те­о­рии сис­тем. Или Ан­ри Пу­ан­ка­ре и Ильи При­го­жи­на, раз­ра­бо­тав­ших ма­те­ма­ти­ку и фи­зи­ку не­ли­ней­ных дис­си­па­тив­ных струк­тур и про­цес­сов, Ум­бер­то Ма­ту­ра­ны и Фран­цис­ко Ва­ре­лы, оп­ре­де­лив­ших кон­цеп­ции «пат­тер­на ор­га­ни­за­ции» и «ав­то­по­э­зи­са» как клю­че­вых ха­рак­те­рис­тик жи­во­го, Фрить­о­фа Кап­ры, сфор­му­ли­ро­вав­ше­го и обос­но­вав­ше­го пол­ный на­бор кри­те­ри­ев жи­во­го – от прос­тей­ших до со­ци­аль­ных сис­тем. По Кап­ре от­ли­чить жи­вое от не­жи­во­го мож­но, от­тал­ки­ва­ясь от трех клю­че­вых кри­те­ри­ев:

  • пат­тер­на ор­га­ни­за­ции (оп­ре­де­ля­ю­щей су­ще­ст­вен­ные ха­рак­те­рис­ти­ки сис­те­мы кон­фи­гу­ра­ции вза­и­мо­от­но­ше­ний);
  • струк­ту­ры (фи­зи­чес­ко­го воп­ло­ще­ния пат­тер­на ор­га­ни­за­ции);
  • жиз­нен­но­го про­цес­са (де­я­тель­нос­ти, нап­рав­лен­ной на неп­ре­рыв­ное воп­ло­ще­ние пат­тер­на ор­га­ни­за­ции).

Разъ­яс­нить и про­ил­лю­ст­ри­ро­вать вве­ден­ные по­ня­тия мож­но на при­ме­ре рас­ти­тель­ной клет­ки. Она ог­ра­ни­че­на мемб­ра­ной, ок­ру­жа­ю­щей кле­точ­ную жид­кость (ци­топ­лаз­му) и на­бор сос­тав­ных эле­мен­тов клет­ки. У каж­до­го из эле­мен­тов есть свои функ­ции, ана­ло­ги ко­то­рых при­су­т­ству­ют и в жиз­ни го­су­дарств. В клет­ке име­ют­ся «си­ло­вые стан­ции» (ми­то­хо­нд­рии) и «цент­ры пе­ре­ра­бот­ки» (ли­зо­со­мы). Мемб­ра­на впус­ка­ет пи­та­тель­ные ве­ще­ст­ва и вы­пус­ка­ет от­хо­ды, яд­ро со­дер­жит ге­не­ти­чес­кий ма­те­ри­ал, ап­па­рат Гольд­жи ана­ло­ги­чен хра­ни­ли­щу ре­сур­сов, АТФ – энер­го­но­си­те­лям и т.д. Меж­ду все­ми «участ­ни­ка­ми» име­ют­ся свя­зи, об­ра­зу­ю­щие слож­ную се­те­вую струк­ту­ру вза­и­мо­дей­ствия и об­ме­на, сфор­ми­ро­ван жиз­нен­ный про­цесс, на­зы­ва­е­мый ме­та­бо­лиз­мом. Клет­ка спо­соб­на восп­ро­из­во­дить са­му се­бя пу­тем соз­да­ния всех не­об­хо­ди­мых сос­тав­ных час­тей в нуж­ном ко­ли­че­ст­ве и за­пус­ка жиз­нен­ных про­цес­сов в но­вой клет­ке. Клет­ка неп­ре­рыв­но вза­и­мо­дей­ству­ет с ок­ру­жа­ю­щей сре­дой, яв­ля­ясь частью ино­го – объ­ем­лю­ще­го ее – «це­ло­го» и т.д. Жи­вая сис­те­ма как бы ощу­пы­ва­ет ок­ру­жа­ю­щую сре­ду, ус­та­нав­ли­вая с ней мно­же­ст­во раз­но­об­раз­ных вза­и­мо­дей­ствий. Од­нов­ре­мен­но про­ис­хо­дят «поз­на­ние» ок­ру­жа­ю­ще­го ми­ра жи­вой сис­те­мой и из­ме­не­ния са­мой сис­те­мы – она пе­ре­ст­ра­и­ва­ет­ся.