Развитие и ценности
Выявлена связь между количеством «исторических битв» и важнейших открытий, основанная на данных за период с XII по XX вв.: оказалось, что, чем больше было битв, а, значит, и войн, тем меньше совершалось значимых научных открытий. Стало быть, войны не способствуют прогрессу, (хотя порой можно наткнуться на противоположные суждения). Автор пишет: «Хронологический мониторинг наводит на вполне определенные прискорбные обобщения: из 3500 лет исторически идентифицированного существования человеческой цивилизации всего лишь каких-либо 300-350 лет были мирными. И за этот относительно короткий для истории отрезок времени человечество, в том числе в области научно-технического прогресса (НТП), сделало то, что сделало. Можно только догадываться, чего бы добилось человеческая цивилизация, если бы она была вообще освобождена от войн»9. Отметим в этой связи и подчеркнем, что самый длительный период мира в Европе (1945-199110), имел место благодаря существованию и военно-политической мощи СССР и стран Варшавского договора. Именно за этот период времени осуществлен колоссальный рывок в мировом НТП. Риторический вопрос: заслуживает ли в этой связи СССР благодарности или хотя бы признания заслуги в деле «удержания мира»?
В исследовании показана прямая связь между изменениями вековых трендов численности великих мыслителей, великих ученых и важнейших исторических открытий, а в России также между ними и строительством и ростом общего количества монастырей и храмов. Выявлена также обратная связь между указанными показателями (количество открытий и ученых) и пиками исторической гиперинфляции: чем выше инфляция, тем хуже обстоят дела в науке.
На основании прямо взаимосвязанных трендов высказаны суждения о «формировании законов прогресса» и «образовании его оси, вокруг которой вращаются все окружающие и сопровождающие его события и факты». Автором сформулировано пять «законов прогресса». Не приводя здесь авторских формулировок, не все из которых, по нашему мнению, точны и убедительны, подчеркнем существенные для наших рассуждений аргументы и выводы.
Справедливо отмечая «уплотнение сроков и сокращение периодов между ключевыми событиями», характеризующими прогресс, автор делает верный вывод об «учащении ритма открытий» и одновременно сомнительный, на наш взгляд, вывод о цикличности, повторяемости, движении прогресса по спирали. Во всяком случае, это утверждение нуждается в разъяснении, поскольку представленные автором обширные данные о развитии, например, печати и издательского дела или вычислительной техники от так называемых бухгалтерских счетов до интернета свидетельствуют о восходящем тренде с изменяющейся частотой в рассматриваемые временные периоды. В то время как «цикличность» процесса предполагает как раз более или менее равномерную повторяемость, периодичность или квазипериодичность, но никак не явственное увеличение частоты возникновения явлений. Поскольку автор основывает вывод о «цикличности и движении по спирали» именно на этом факте, сказанное нуждается в особом разъяснении: «самой примечательной закономерностью цикличного развития явилось сокращение периода между совершенными мировыми открытиями (например, с 45 лет в ХIХ в. до 12 лет в ХХ в.) и еще большее сокращение среднего срока их внедрения (с 30 до 2-3 лет)». Наше замечание относится не к малозначительному уточнению терминологии – можно или нет любой неравномерно повторяющийся процесс называть циклическим, – но к существенному онтологическому принципу цикличности и тем более – движению по спирали (для чего потребно «третье» измерение – какое?) – прогресса и развития вообще. Тем более, что «пятый закон прогресса» – «закон равнонаправленного и равномерного развития» – отрицает именно цикличность и спиралевидность его движения. Однако основные выводы и доказательная фактологическая база этого исследования исключительно важны, и мы продолжим их изложение.
Автор подчеркивает, что сформулированный им «закон равнонаправленного и равномерного развития» не только не означает автоматичности развития и прогресса, но, напротив, предполагает обязательность усилий по «регулированию и координации в пространстве и времени его темпов и пропорций на постоянной основе». Автор пишет: «В условиях былого разнонаправленного и разноскоростного развития, каким оно характеризовалось во все наблюдаемые времена, и особенно в ХХ в., шансов на овладение осмысленным и устойчивым пропорциональным прогрессом человечество не имело. Не имеет оно их и сегодня. Цена, которую платил (продолжает платить и теперь) человек за прогресс (и технический и экономический, и социальный и интеллектуальный), за особо редкими исключениями (изобретение огня или обретение веры), всегда и везде превышала (превышает и теперь) приносимую конечную пользу. И поэтому не случайно, а скорее закономерно, что человечество в таких условиях в своем историческом развитии не обретало, а скорее топталось на месте или даже теряло, сплошь и рядом натыкаясь не только на рост стоимости жизни, но и, циклически погружаясь в ее турбулентность и бифуркации, – на интегральное ухудшение ее условий, девальвирование ее исходных ценностей. Первопричиной такого неутешительного общего итога является то, что прогресс человеческого общества во все времена и практически у всех народов мира, всегда и везде, без каких-либо исключений, был и остается по своей природе разнонаправленным и разноскоростным с взаимопоглощающим двойственным началом и нулевым или близким к нему позитивным остатком. И ныне прогресс, вопреки его общему благородному замыслу, все еще ориентирован и работает по преимуществу сам на себя и лишь окольно и попутно на благо человека. И пока это имманентное противоречие прогресса не будет устранено ожидать человеку коренных перемен к лучшему не приходится».
Карл Маркс:
«Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишенная своей интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы».
Отмечая, что указанная противоречивость прогресса замечена давно, автор приводит известное и яркое высказывание, рожденное в XIX в.: «Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд, приносят людям голод и изнурение. Новые, до сих пор неизвестные источники богатства благодаря каким-то странным, непонятным чарам превращаются в источники нищеты. Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества. Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишенная своей интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы»11.
Приведем еще два высказывания: «Положение с прогрессом практически во всех его видах и любых формах, за особо редкими исключениями, везде и всюду на протяжении целых столетий одно и то же: прогресс есть, а человеку толку от него нет или совсем мало. А поэтому, пока мы не установили законы развития прогресса, не определили его ядро, цель и движущие силы, заниматься диагнозом, измерением и предсказанием прогресса, разрабатывать программы его профилактики и ускорения – дело практически не только бесперспективное, но и вполне бесполезное»12. Следующая мысль позволяет нащупать некие критерии прогресса: «Смыслом исторического прогресса в любые времена и в любых условиях во всех странах мира, его альфой и омегой, его своеобразным венцом выступают экономия живого и овеществленного труда и удешевление стоимости единицы производимой продукции, способные приносить облегчение в существовании и увеличение продолжительности человеческой жизнедеятельности и жизни»13. Сказанное является шагом в правильном направлении, но не исчерпывает признаки развития и прогресса.
Мы придерживаемся целостного восприятия процесса взаимодействия и взаимовлияния человека, общества и природы, в котором ничто не является главным или второстепенным. Наш взгляд на общество и на экономику тесно связан с концепциями и методами, возникшими в современных направлениях научных исследований, таких, как синергетика, теория диссипативных структур, теория сложности, концепции автопоэзиса и системного понимания жизни14, в том числе социальной – словом, с комплексом подходов, с которым в отечественной философской науке ассоциируют новейший период развития современного знания: постнеклассическую науку15.
Мы рассматриваем социум как живую систему и, соответственно, экономику как один из процессов, присущих живой системе, то есть как процесс жизнедеятельности. Понятие «жизнедеятельность» охватывает более широкий круг явлений, нежели «деятельность, связанную с обеспечением материальных условий жизни». Жизнедеятельность человека и общества включает в себя всю палитру жизни: и материальную, и духовную, и взаимодействие с окружающей средой – как природной, так и общественной.
Фритьоф Капра:
«Полное осмысление социальных феноменов должно подразумевать рассмотрение с четырех точек зрения – формы, содержания, процесса и смысла».
Жизнедеятельность человека и общества – это совокупность процессов, протекающих в них, как живых организмах, служащих поддержанию в них жизни и являющихся проявлениями их жизни. При этом полное осмысление социальных феноменов должно подразумевать рассмотрение с четырех точек зрения – формы, содержания, процесса и смысла. «Рассматривая живые системы с точки зрения формы, мы обнаруживаем, что паттерн их организации — это самовоспроизводящаяся сеть. С точки зрения содержания, материальная структура живой системы есть диссипативная структура, то есть существенно неравновесная открытая система. Наконец, с точки зрения процесса живые системы суть когнитивные системы, в которых процесс познания тесно связан с моделью автопоэзиса. Системное понимание жизни может быть распространено на сферу общественного путем добавления к трем вышеупомянутым подходам к рассмотрению жизни четвертого – рассмотрения с точки зрения смысла. При этом я использую термин «смысл» для краткого обозначения внутреннего мира рефлексирующего сознания, включающего в себя огромное количество взаимосвязанных характеристик»16.
9 Симчера В.М. , ibid, с. 90.
10 Окончанием периода мира в Европе можно считать начало гражданской войны в Югославии (Хорватско-Сербский конфликт 1991 года), завершившейся бомбардировками Сербии силами НАТО в 1999 году.
11 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.12, с.4
12 Симчера В.М. , ibid, с. 88.
13 Симчера В.М. , ibid, с. 91.
14 Капра Ф. Паутина жизни. М.: ИД «София». 2003. – 336 с.
15 Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003.– 744с.
16 Капра Ф. Скрытые связи. М.: ИД «София», 2004. – 336 с. стр. 100-102.
17 Румянцев М.А. Выступление на теоретико-методологическом семинаре «К современной трактовке предмета и метода экономической науки». // «Проблемы современной экономики». №№1(9), 2004 г.