Развитие России и мировая финансово-экономическая система
США и Европа, осознавая исчерпанность своей старой, но длительное время приносившей успех модели существования, пытаются перестроить весь мир, не поступаясь при этом своими стратегическими ценностями и целями. Китай не отказывается от собственной модели, приспосабливая ее к меняющейся реальности, но при этом не поступился стратегическими ценностями и целями: сегодня Китай выигрывает.
Россия отказалась от участия в мировом конкурентном процессе создания и реализации моделей развития. Отбросив все собственные достижения, знания, навыки, добытые ценой огромных жертв, усилий и затрат, Россия пытается использовать чужую старую модель, способную лишь некоторое время обеспечивать существование элиты, но не способную обеспечить развитие страны и народа. Подводя итог двадцатилетних попыток реализовать чужую модель, следует признать: Россия проиграла.
Всякая модель развития, частью которой являются модели экономические, покоится на системе смыслов и ценностей, ради и во имя которых она рождается на свет. Беря в качестве образца чужую модель, надо непременно взять и чужие смыслы и ценности. Мало того: надо от своих ценностей отказаться. Но и этого недостаточно. Сменить ценностный базис может отдельный человек, хоть это и болезненная, чреватая непредсказуемыми последствиями процедура. Народ, нация, страна взять и поменять свое ценностное ядро в короткие сроки не могут. Даже если к этому прилагаются целенаправленные усилия. Единственный способ – полное превращение одного народа в другой: со сменой языка, культуры и, что самое главное, – памяти о своем прошлом. При этом трансформированный, ассимилированный народ мало лишить собственной памяти, – ему надо «вшить» чью-то историю, которую он воспримет как свою.
Россия обладает уникальным опытом целенаправленного изменения ценностного базиса в период строительства социализма и коммунизма. Опыт показал, что относительный успех возможен лишь там, где «новые» ценности весьма близки или полностью совпадают с базисными, когда новыми являются лишь терминология и рациональное обоснование ценности, а не сама ценность. К таким ценностным категориям можно отнести, например, справедливость, солидарность, свободу и ряд других, сохраняемых в русском народном ценностном ядре на протяжении столетий1. Но в тех случаях, когда пытались вместо традиционно понимаемой справедливости и ее критериев навязать принципы, например, «революционной целесообразности», называя их тем же словом «справедливость», в тонкой живой ткани народного мироощущения возникала зона воспаленного неприятия подобной подмены, приведшая в конце концов к отторжению предложенных принципов. Похожие процессы происходят сейчас с ценностями демократии и свободы.
Опыт модификации, трансформации общественного сознания в СССР и в современной России еще недостаточно изучен, однако ясно, что он позволяет явственнее и точнее определить контуры и содержание базовых ценностей, присущих народам нашей страны. Если этими результатами и знаниями вновь пренебречь, исходом может стать или отторжение предложенных трансформаций, или гибель народа в той или иной форме.
Взаимодействие России с другими системами ценностей и присущими им моделями развития осуществляется как в пространстве идей, так и в пространстве материальных отношений.
1 Протоиерей В. Чаплин. Вечные ценности – основа российской идентичности. // Материалы XIX Рождественских чтений. М.: 28 января 2011 г.,http://www.pravmir.ru