Перфоманс ГФ-2018
27 февраля 2018
Идеальное преступление
В одной серьёзной ОПГ случилось вот что…
Тщательно готовилась кража, сулившая огромный куш. Объект изучали – прям как в кино: чертежи, схемы, системы охраны и наблюдения, датчики слежения – всё было основательно изучено. Более того: и в охрану объекта были внедрены свои пацаны, и среди работников обворовываемой организации тоже были свои люди – вплоть до уровня руководства. Для верности были хорошо «заряжены» и органы полиции-милиции, которые должны были и могли реагировать и препятствовать, пресекать и наказывать.
В общем – подготовили идеальное преступление.
Поначалу все шло как по маслу. На объект проникли, сейфы открыли, деньги и драгоценности изъяли, на свои машины загрузили и благополучно скрылись, завладев весьма и весьма большими деньгами.
Сбой произошел при попытке проникнуть в главное хранилище. То, что удалось вывести – всего лишь процентов десять от главного куша, ради которого всё и затевалось. И произошел этот сбой по непонятной причине: ключи и коды – самые что ни на есть настоящие, – не срабатывают, не открывают вход в хранилище. Прям мистика какая-то…
***
…Эта фантазия навеяна мне откровениями Анатолия Борисовича Чубайса, которыми он поделился со зрителями РБК и с участниками сходняка (т.н. «Гайдаровский форум» или ГФ-2018). Всё-то у них поначалу шло именно так, как Мировой Мозг и предписывал: вскрыли Рашку и выпотрошили, всё под тотальным контролем и внутри и снаружи, таскать – не перетаскать, филки (бабки, бабло и т.д.) – складировать уже некуда… Но не в том проблема, что некуда, а в том, что рекомендованные и выданные Мировым Мозгом ключи от главного хранилища Рашки – где душа хранится – не срабатывают. А именно там самый цимес: власть вечная, бесконтрольная. И ключи-то надежные: алчность, жадность, зависть, продажность, ненасытность, эгоизм, ненависть к людишками и их истории… Всегда и повсюду срабатывало, а тут чё-то не так пошло. Часть «рашкоидов» повелась с восторгом и, чавкая, хрустит поп-корном и французскими булками, с пивом и хамоном… Причем хотят еще и еще, и побольше, и сразу… Из десятка нужных для их жизни слов знают уже кто три, а кто уже и пять… Но под этой прельщенной пеной обнаружился некий остов, который «не запал» на морковки Мозга Мирового.
Вот Чубика и охолонуло!
Ошиблись мы, – грит, – ключи-то у нас верные, это замок неверный. Вот мы и отстаем от графика, заданного Мозгом Мировым... Думать теперь Чапай, – пардон – Чубайс будет: как этот «остов» вскрыть и извести так, чтоб духу его не было! Чтоб не препятствовал!
***
Начался ГФ-2018 не с упомянутого выступления главы «Роснано», а с делового завтрака, тема которого звучала вполне людоедски: «Инвестиции в сферу общественного здоровья». Вдумайтесь: не о здоровье народа решили между овсянкой и кофе порадеть, а о том, как на этом заработать: инвестиции – это вложение средств с целью извлечения прибыли. Впрочем, завтрак – не главное, о чем стоит еще поговорить. Куда важнее – пленарная дискуссия на тему «Россия и мир: цели и ценности» – воистину: нет ничего важнее для страны, чем верное целеполагание и точная ориентация в ценностях социума.
Вообще-то этот форум очень органичен: название, участники, содержание, цели – всё находится в гармонии друг с другом.
Ведущий – и форума в целом и этого заседания – проф. В. Мау зачитал приветствие Путина и предоставил слово суперзвездному участнику: Яакобу Френкелю! Френкель не просто «израильский экономист», и даже не просто бывший председатель банка Израиля, а действующий председатель правления банка JP Morgan Chase International. Френкелю было что сказать по заявленной теме «Россия и мир» и он не промолчал, призвав к открытости рынков, подчеркнув, что глобализация – это не угроза, а возможности. Угрозой же является протекционизм, дробление рынков. Смысл сказанного понятен и ожидаем, особый вес словам придет, однако, не смысл как таковой, а то, кем они сказаны: из уст Яакоба Аарона Френкеля исходит не мнение и не позиция, а «установка».
Эту установку подхватил другой участник перфоманса: человек узнаваемый, подлинно «медийное лицо», испытавшее в своей политической судьбе оскорбительную оценку со стороны одного из Европарламентариев (Н. Фарадж): «Не хочу быть грубым, но знаете, действительно, у вас харизма мокрой половой тряпки и вид мелкого служащего банка». Прошло всего лет семь, но я бы не согласился, по крайней мере, с половиной этой грубой метафоры, несправедливо отнесенной к Херману ван Ромпею, бывшему тогда председателем Европарламента. По крайне мере сейчас он неплохо выглядит и говорит совершенно безупречные банальности о том, что «все предвещали распад Евросоюза, а он стоит», что «открытые рынки – это благо, а протекционизм – нет». И еще: «если демография создает проблемы, то надо повышать производительность труда». Недурно прозвучало из его уст и заявление о том, что «мы знаем, что и как надо делать; осталось набраться мужества, – и сделать это!». Орёл да и только, а не «половая тряпка»!
Указивку от Френкеля уловил и министр торговли Финляндии Кай Микканен. «Свободная торговля, открытые рынки, глобализация – слова с положительным содержанием в Финляндии. Мы никогда не добились бы столь впечатляющих результатов за последние сто лет, если бы не открытые рынки, – сказал министр.
Отмечу, что перфоманс ГФ-2018 выстроен методически верно: жрец вещает, авторитет поддерживает, а затем приводится пример успеха при надлежащем послушании. В интерлюдии всеми участниками произносятся мелодичные мантры, построенные на аллитерациях «инвестиции-инновации, инновации-инвестиции», прерывающиеся синкопой: «диджитализация».
Модератор Мау, обладая нечеловеческой интуицией, предвосхищает будущую кульминацию. Предоставляя еще раз слово Яакобу (Мау называет его Джакоб, что, несомненно, тоже верно) Френкелю, он роняет как бы не вполне связанную с темой шутку о том, как же важно и непросто отличать умных от неумных, и просит высказаться по вопросу «постправды».
Френкель объясняет – как возникает несколько истин и что такое постправда. «Постправда, – говорит он, – это когда нет консенсуса по поводу того, что есть правда».
Можете надо мной смеяться, но я просто сомлел от интеллектуального восторга!
И тут наступила кульминация: пришел Дмитрий Анатольевич Медведев! Возникла пауза для рукопожатий, но потом Френкель продолжил интереснейшие рассуждения. Причин у постправды, – сказал он, – много, но я обращу внимание лишь на некоторые. Например, много правд возникает из-за развития социальных СМИ. Объединяясь в группы в социальных сетях, люди формируют свое представление о правде в рамках группы и перестают общаться с другими группами и другими правдами. Это ведет к нетерпимости и нетолерантности социума. В результате большие группы населения считают, что правительство не служит им, что тот, кто сидит за рулем автомобиля завез их не туда, а к экспертам относятся с пренебрежением.
Уже в этом месте высказывания Френкеля присутствие пока молчащего председателя правительства РФ стало вызывать легкое напряжение. А после завершающих слов Френкеля, в которых он предложил собравшимся представить ситуацию, когда к пассажирам самолета обращается пилот и сообщает, что он первый раз тут за штурвалом и предлагает всем вместе включаться и как-то сообща решать возникшую проблему взлета, перелета и посадки, присутствие на сцене Медведева начинало вызывать неловкость. Френкель же имел в виду лишь то, что к экспертам надо относиться внимательнее, с ними советоваться, а вовсе не те глупости, что начали кое-кому приходить в голову.
Дмитрий Анатольевич выступил очень хорошо. Несмотря на усталый вид и голос, он говорил о будущем и слова его составили полную гармонию с предшествующим звучанием секстета пленарки. (Кроме упомянутых мною выступающих, на сцене сидели и говорили еще двое неупомянутых.) Как и остальные, он не говорил ни о целях, ни о ценностях, поскольку и то и другое собравшимся на интуитивном уровне давно более или менее одинаково ощущается. А мудрствовать тут ни к чему.
Зато как звучит фраза: «На смену хайтеку идет хайхьюм»! Но Дмитрий Анатольевич, – в отличие от «аналитиков» – человек ответственный, поэтому ограничиться мантрами «инновации-диджитализации-инвестиции» он не мог и не хотел. Сколько искренности было в его мысли о необходимости опоры на интеллект, сколько правды было в словах о том, что интеллект – это ресурс! Как он был убедителен, высказывая небанальный взгляд на то, что интеллект способен изменить ландшафт, генерировать новые сферы… Вспомнилась длинная цепочка символов человеческого развития и прогресса, от колеса и рычага, до электричества и мирного атома… Не приведи мне Господь быть главой правительства: я бы взвыл от неутоленного стремления к использованию недостающего интеллекта.
-=-
ГФ-2018 далеко не исчерпывается моими наблюдениями, вырванными из огромного объема событий, выступлений, суждений и оценок. Я как футбольный болельщик-простак стараюсь следить лишь за тем, у кого мяч или за тем, кому дают пас. Всё в целом мне не объять. Поэтому вернусь к тому с кого начал – к Чубайсу. Его холодный ум обратился теперь к главному: как из непригодного сделать годное, как из неподходящего человека сделать приемлемого. Человек состоит из тела и – души, разума, привычек, этических предпочтений и пр. Телом занимается медицина, всем остальным – образование, воспитание и культура. Именно этим и пообещал заняться Анатолий Борисович: новый человек, новое (подходящее) общество – вот что нужно. И тогда появится человек-ткач, человек-строитель, человек-шофер, чьи инстинкты не вступают в противоречие ни с собственными стремлениями в связи с их отсутствием, ни с «целями и ценностями» властной элиты.