Menu

Действия и развитие

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Об образе будущего. Если у общества нет образа будущего,  оно дезориентировано,  такому обществу можно навязать любую линию поведения, любую стратегию, в том числе и гибельную для него. Общество, не имеющее представлений о желанном будущем, не может сформулировать цели, отвечающие его интересам.

Образ будущего – это не табличка с ожидаемыми или запланированными финансово-экономическими показателями, которых следует достичь к указанному сроку, хотя и подобная табличка тоже нужна. Образ – это эмоционально-чувственное представление о желанном состоянии личности в обществе и, соответственно, представления личности об этом обществе. Умение описать это состояние, умение выявить факторы, обеспечивающие достижение этого состояния, умение управлять этими факторами, их качественной и количественной мерой – есть обязательный профессиональный навык и ответственность тех, кто определяет жизненную стратегию того или иного социума: национальной или религиозной общности, государства.

Если у общности, объединенной в государство, нет образа будущего, должен возникнуть вопрос: а зачем мы тогда объединены в государство? Государство возникает для решения каких-то задач, которые иным способом, не имея государства, не решить. Такие задачи и цели как защита территории, языка, религии, культуры, образа жизни, материальных ценностей и т.д. – все они являются инструментами и условиями для обеспечения того самого «эмоционально-чувственного представления о желанном состоянии». Этот образ должен обязательно присутствовать в общественном сознании, причем он никогда не может быть неким застывшим «конечным результатом». Он изменчив во многих деталях, нюансах, он живет, проявляя то одну, то другую грань своей сути – в зависимости от проблем дня сегодняшнего, от уровня постижения социумом своих актуальных задач и соотнесения их с ценностным ядром.

Об образе прошлого. Когда мы говорим о собственной истории, мы никогда не должны упускать из вида цель – зачем это делается. Если целью является поддержание гордости за Отечество, эмоционального подъема, стремление к дальнейшему развитию самого себя и своей страны – это одно. Если «правдивое» сообщение ослабляет нашу гордость, наш патриотизм, то это совсем другое. Правда, придающая нам силу («не в силе Бог, а в правде!») – это не просто соответствующая действительности информация или истинное высказывание, а правдивое сообщение, служащее добру, росту гордости и уверенности. Когда говорят, что о плохих, постыдных эпизодах отечественной истории неустанно рассказывается для того, «чтобы это не повторилось», – это лукавство. Когда сегодня массированно, ежедневно, по поводу и без повода рассказывают об «ужасах сталинизма» (как вчера говорили об «ужасах царизма» и «религиозном мракобесии» и т.д.), это никак не может гарантировать невозможность их повторения. Это вредная, разрушительная демагогия. Профессиональный анализ политической истории, выявляющий причинно-следственные связи имевших место явлений, позволяющий в дальнейшем осознанно избегать нежелательного, – это важная и нужная часть научной и политической аналитики. Но на массовое сознание обрушивается не научная аналитика, а политическая борьба. Если мы хотим, чтобы наша страна и каждый из нас успешно развивались, чтобы мы верили в возможность такого развития и нам хотелось направлять на это свои силы, необходимо, чтобы в каждом из нас преобладало чувство гордости за страну на протяжении всей ее истории, знание о том, что мы и прежде, и сейчас способны достигать намеченных целей. Образ страны на всем ее историческом пути должен быть позитивным, любимым, славным. Все трудности, все невзгоды и мрачные периоды истории должны восприниматься как трудности на пути развития, как временные неудачи, за которыми наступали победы, как поиск способов достижения высших идеалов. Именно так формируется реалистический образ того, что любишь и ценишь: правдиво, не скрывая изъянов, но с любовью и стремлением создать образ чего-то безусловно ценного.

К сожалению, современное российское общество во всех его сегментах и прежде всего его «политический класс» делают все, чтобы подавить в общественном сознании, в общественной воле малейшие ростки энергии созидания. Свою страну приказано ненавидеть, презирать, смаковать самые болезненные и трагичные страницы ее истории, а даже об очевидных достижениях требуется говорить как о «произошедших вопреки» или «благодаря помощи извне». Наши современные политики и их помощники, колдующие над ретортой, в которой клубится и бурлит «общественное сознание россиян», тщательно следят за тем, чтобы любые фракции гордости за свое прошлое, любые взвеси, содержащие достижения и победы, любые эманации собственной силы и способностей достигать намеченных результатов осаждались, испарялись, изгонялись.

То, что мы до сих пор не способны к хотя бы просто рачительному отношению к наследию отцов и дедов –  я имею в виду огромный опыт жизнеустройства в СССР – не просто упущение, а упущение смертельно опасное. И это не одно лишь постыдное  попрание идеалов и трудов наших отцов и дедов. Это свидетельство нашей неспособности различать добро и зло. Надо бережно и любовно взять из прошлого все, что было накоплено и оплачено жизнями миллионов. Всех, кто выражает ненависть к СССР, следует поправлять и одергивать. Даже если это священнослужитель: если священник неумен, это беда не столь большой руки. А вот если он переполнен ненавистью, да еще и к своей стране – это беда настоящая. Изборский клуб может и должен об этом сказать, ибо помыслы его чисты.

Верующие и неверующие.  Сперва скажу верующим о неверующих. Неверующие любят и ценят нашу общую культуру, наши общие традиции, нашу страну. Им дороги и храмы, и иконы, и богослужения. Они не разрушители и не воинствующие богоборцы. Да, они не наделяют сферу духовной жизни бесспорной сакральностью, они воспринимают многое как объект искусства, как ткань и основу культуры – и нельзя ставить им это в вину. Большинство из них – нравственные, порядочные люди. Нельзя их отталкивать и открещиваться от них. И нельзя забывать, что бесы – тоже веруют. Теперь скажу неверующим о верующих. Размышляйте сколь угодно рационально о мире, его устройстве, надмирных сущностях или их отсутствии, но помните, что ваш ум дополнен вашей мудростью. А у мудрости есть не только рациональные, но и интуитивные технологии познания и взаимодействия с миром. И вы ими, несомненно, пользуетесь, пусть и неосознанно. Верующие же полагаются на нашу древнюю традицию взаимодействия с собственным внутренним миром и находят ее достаточной, достигающей целей.  Иногда эту часть представлений о мире  вы называете метафизикой. И у вас есть идеальное, идеалы и стремление к ним. Это стремление может породить стратегическое целеполагание и придаст ценность миру предметов и миру идеалов. И вот здесь есть пространство, в котором вы сойдетесь и солидаризируетесь с верующими. И еще. Вы можете сомневаться в том – есть ли Бог, или быть уверены в его несуществовании. Но вы не можете сомневаться в том, что религия и церковь существуют. И представляют для своих приверженцев огромную, священную ценность. Отнеситесь к этому с пониманием и сочувствием. Верующие – не мракобесы, не клерикалы, не фанатики. Это часть нашего общества, стремящаяся к сохранению того самого ценностного ядра, о котором мы все печемся, к сохранению традиций, к осуществлению нравственной жизни. А мракобесы и фанатики, богоборцы и кощунники – это тоже существующая часть общества, состоящая из верующих и неверующих. Их активность должна находиться под общественным контролем.

От церквей разных конфессий общество в целом ждет не только «обслуживания религиозных потребностей», но и роли нравственного камертона.  В этой связи следует указать на общественную тревогу, вызванную длительным отсутствием отклика со стороны церкви на многие волнующие вопросы. И если позиция церкви в обличении большевистских гонений на религию и священство активна, то о несправедливостях  более близкого времени хранится молчание. А ведь каждый день отсутствия нравственной оценки процессов, происходящих в последние двадцать лет, размывает нравственный авторитет церкви, превращает ее из морального авторитета в «просто авторитет». Это относится не к одной лишь РПЦ, но ко всем остальным основным конфессиям: не отмалчивайтесь, называйте несправедливое несправедливым – от кого бы оно ни исходило и чем бы эта позиция вам ни угрожала. В это состоит основное свойство морального авторитета.