Menu

Чувства добрые

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Призрак бродит по России, призрак новой идеологии. Она еще не найдена, не осознанна, не сформулирована. И от того, как скоро это произойдет, зависит судьба страны: успеет эта идеология сформироваться и начать строительство нового жизненного уклада или же прежде этого Россия пройдет точку невозврата в своем порочном попятном движении к уходу в историческое небытие?

Новую идеологию ищут – на уровне ощущений, на уровне отстаивания своих привязанностей, на уровне подражания увиденному у других, на уровне стремления победить врагов – действительных и мнимых, на уровне мести и сведения счетов, на уровне научного теоретизирования…

Огромные массы людей еще помнят времена господства коммунистической идеологии, помнят те бесспорные достижения в жизненном укладе, которого страна добилась в своем небывалом и стремительном развитии, призывают вернуться к этой идеологии и вновь «рвануть вперед». Другие же, тоже помня времена коммунистической идеологии, вспоминают их с ненавистью и страхом, неустанно твердя о репрессиях, о богоборчестве, о «русификации», об уравниловке и многих других пороках и проблемах прежнего времени. Третьи призывают прекратить вообще всякие эксперименты и взять за образец чужую идеологию, внедрить ее в России, даже если для этого придется переформатировать менталитет народа, придумать ему другую историю, сформировать иные ценности.

Все эти размышления, ощущения, призывы и агитационно-организационная деятельность являются составными частями процессов формирования и борьбы идеологий. Некоторые из них имеют названия – «национализм», «исламизм», «неолиберализм», «социал-демократизм», «неонацизм» и т.д. На самом же деле в большинстве случаев названия условны, то есть не отражают сути весьма эклектичных идеологий или их прообразов. Еще менее точны политологические и журналистские ярлыки типа «правые», «левые», «демократы», «консерваторы» и т.п.

Могут ли примириться идеологические чаяния разных слоев населения или им суждено определить победителя в смертельной схватке? Может ли сформироваться общая для всех идеология или же идеология, как считал Маркс, всегда есть идеология класса, и поскольку классы пребывают в непримиримой борьбе, то и их идеологии эту борьбу отражают, сопровождают и направляют? В какой мере это верно для современной России? Можно ли сконструировать – точнее, синтезировать – идеологию, в которой бы не просто мирно уживались, а были естественными неотделимыми составными час­тями пока еще разведенные по разным углам базисные принципы, позволившие обеспечить невиданную экономическую эффективность и самодостаточность, ощущение единства, стабильности и правоты периода строительства социализма, религиозную и конфессиональную свободу и влияние, национальные ценностные и целевые ориентиры, не подвергающие при этом существенным повреждениям базисное ценностное ядро народа как единого целого? От положительного ответа на эти вопросы, от воплощения этих принципов в реальной жизненной практике зависит будущее страны и населяющих ее народов.

Но чтобы идеология не только имелась, но и влияла, мало ее придумать, нужны ее носители и промоутеры. У идеологии либерализма были и есть промоутеры, сформировавшиеся в период перестройки, сплотившиеся в период приватизации и ставшие единственным интерфейсом власти в последующие годы. Их обычно называют «демократами», «либералами», «рыночниками» и т.п., с ними связывают различные политические партии. В период «управляемой демократии» именно эта «слойка» (перекличка с пресловутой марксистско-ленинской «прослойкой»), имеющая, как джокер в колоде карт, много обличий и самоназваний, рассказывала народу о власти и власти о народе, формируя не только информационное поле, но и влияя на направления принятия решений. Сейчас в этой сложной конструкции «власть»–«слойка» происходят наложившиеся друг на друга расхождения, в результате которых «слойка» «расслоилась». Часть ее – «как-бы-оппозиция» – продолжает играть прежнюю музыку, другая часть застыла в ожидании новой партитуры. Прежней музыкой власть уже, вроде бы, не стремится дирижировать, к тому же эта музыка не воспринимается позитивно большинством населения, точнее, воспринимается как та самая агрессивно-токсичная информационная среда, о которой мы говорили выше. А новой музыки пока нет, не определены и подходящие исполнители. Следует со всей ясностью осознать, что деструктивно-дестабилизирующая повестка дня неадекватна тем задачам и тем целям, которые все явственнее проявляются в словах и делах властной элиты. Но чтобы ее изменить, нужно и новое содержание, и новый контингент, способный это содержание формировать и транслировать.

Создание идеологии развития – желанная, необходимая, но труднодостижимая цель. Даже сама постановка подобного вопроса требует политической мудрости и смелости. Формулирование этой цели как задачи, решение которой несет в себе технологию обретения требуемой идеологии, является проблемой высшей сложности. А уже ее решение можно смело отнести к выработке человечеством спасительного мироустройства, чего никогда и никому прежде достичь не удавалось.

В текущем номере альманаха мы лишь приближаемся к этой теме, «ощупываем» пространство смыслов. Условная тема номера может быть сформулирована как и заглавие первой статьи: «Идеологии и ценности» (Михаил Байдаков и Сергей Белкин). В том или ином аспекте эта тема раскрывается и в других статьях, посвященных «урокам Макиавелли» (Юрий Осипов), размышлениям о «Евразии и евразийстве» (Владимир Малявин), в рассуждениях «о свободе» (Александр Разумов), в исследовании проблемы выбора, вставшего перед Католичес­кой церковью (Карен Свасьян, Александр Неклесса, Вадим Прозоров, Ольга Четверикова). Анализ моделей развития, экономических стратегий и проектов в статьях Сергея Кара-Мурзы, Владимира Батурина, Сергея Гаврилова,  Виктора Гайкина также связан с поиском идеологии развития, а в интервью с нижегородским губернатором Валерием Шанцевым можно увидеть проблемы и достижения на пути практической реализации проектов регионального развития. Надеемся продолжить и углубить эту тему в последующих номерах альманаха. Мы видим свою роль не в слепой «поддержке курса» или в его отрицании, а в содействии выработке идеологии развития, внедрении ее в практическую политику, в распространении ее в общественном сознании. Надеемся, что альманах «Развитие и экономика» отвечает этим задачам.