Logo

Что такое «православный банкинг»

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Доклад М.Ю.Байдакова и С.Н.Белкина на круглом столе «Православный банкинг и финансовые инструменты» в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений, март 2011, Москва

Тема «Православный банкинг и финансовые инструменты», обсуждавшаяся в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений – важна и актуальна. Однако, ее дальнейший анализ и, тем более, создание соответствующего финансового института, требует трезвого и профессионального исследования широкого спектра вопросов. Проблема «православного банкинга» не ограничивается «внедрением» православной этики в деятельность финансовых институтов и предпринимателей и оказанием благотворительности, о чем, в основном, и говорилось в ходе дискуссии. Необходимо учитывать ряд аспектов практической финансовой деятельности, осуществляемой в реалиях сегодняшнего дня.

Банк, в отличие от благотворительного фонда, не может просто тратить деньги на те или иные программы. Банк не может быть убыточным, он обязан зарабатывать деньги. Иначе он погубит не только самого себя, но и своих клиентов. В этой связи: быть безубыточным – есть нравственная задача банка.

Чтобы быть безубыточным или минимально прибыльным, следует учитывать, что деньги имеют стоимость. Ни один банк не располагает бесплатными денежными ресурсами, даже если банк не платит за привлеченные средства напрямую, то существует инфляционная составляющая стоимости ресурсов. Кроме того, любой банк – инструмент дорогостоящий (а особенно у нас в стране!). Само его существование и надлежащее функционирование стоит денег, которые откуда-то надо брать. Сказанное означает, что в цене любого кредита и любых инвестиций обязательно присутствуют дополнительные, их удорожающие, составляющие: цена денег и себестоимость их обработки и обслуживания банком. Учет этих факторов обязателен и неизбежен для любого банка – хоть православного, хоть исламского, хоть «буржуазно-капиталистического». А вот механизмы возврата, принципы учета рисков и целей инвестирования – это и есть сфера, где православный подход отличается от всех прочих.

Нынешний мировой кризис вызван, в том числе, и соответствующим применением, прежде всего в США, ущербных для развития общества механизмов возврата, учета рисков и целей инвестирования. Если десятилетия назад американский банкир, предоставляя кредит, анализировал перспективы бизнеса, в который эти деньги вкладываются, конъюнктуру рынка, наличие профессионального управления, материальных ресурсов и т.д., то с некоторых пор все эти вопросы перестали интересовать американских банкиров. Считалось достаточным, что заложенное имущество (а зачастую и некоторая совокупность ценных бумаг или их аналогов) покрывает возможные издержки, проценты по кредиту погашаются. А вот как кредит будет использоваться и как будет возвращен – как результат выполнения проекта, на который он запрашивался, или «закрыт» новым кредитованием, – практически не анализировалось вообще. В результате – мир охватил финансовый кризис.

Православный банкинг не должен и не может поступать подобным образом. Выдача кредита под выгодный процент по неким формальным критериям не может служить основой православного банкинга. Основное направление финансирования должна составлять инвестиционная деятельность. Причем – и это очень важно подчеркивать – не та «инвестиционная» деятельность, которую сегодня имеет в виду практически вся экономическая журналистика и большинство финансовых аналитиков, говоря о рынках ценных бумаг и их производных, а прямое инвестирование в реальную, несущую пользу для общественного развития деятельность конкретных клиентов банка. Потому что только в этом случае возможна фундаментальная оценка и учет не только механизмов возврата и рисков, но и целей инвестирования.

Важнейшим здесь для православного банкинга является то, что оценка целей инвестирования означает соотнесение бизнес-целей заемщика с целями общественного развития, осознаваемыми православным банком и православной общественностью в целом. Именно это: развитие общества в соответствии с православными идеалами – и есть краеугольный камень православного банкинга. Отметим, что развитие современного общества в соответствии с православными идеалами не только не является стратегией государства и его политической элиты, она не относится даже к числу исследованных проблем. Российское общество, его политическая элита не обладает ни соответствующими целями, ни ясными и внедренными социально-экономическими технологиями, учитывающими общественное развитие в соответствии с православными идеалами. Напротив: существующие социально-экономические модели прямо противоречат и разрушают духовно-нравственный базис общества (однако, даже заплатив эту неприемлемую цену, общество не получает хотя бы примитивной материальной компенсации). В этой связи, следует призвать к организации соответствующей исследовательско-аналитической работы, которая может и должна проводиться в создаваемом финансовом (финансово-экономическом) институте РПЦ, результатом которой должна стать разработка критериев инвестирования (в первую очередь) и соответствующих инструментов.

Подводя итог, подчеркнем, что финансовый институт, создаваемый РПЦ, необходим[1]. Он может стать инструментом формирования, распространения и внедрения принципов социально-экономического развития общества в соответствии с православными идеалами.

Председатель Правления банка «Миллениум» М.Ю.Байдаков,

Советник Председателя Правления банка «Миллениум» С.Н.Белкин

 


[1] Ясно, что в современных условиях возрастания сложности и объема повседневных задач, стоящих перед РПЦ, необходим собственный банк, который будет призван обслуживать финансовые потоки и бюджеты РПЦ как юридического лица, включая епархии, церковных строителей, издателей, социальных институтов и т.д. Мы не касались в статье этих вопрос, поскольку они более просты и не требуют концептуальных комментариев. 

 

©Сергей Белкин. www.belkin.tv